В мире технического и wreck дайвинга существует много своих "Эверестов". Одним из самым значимых погружений, в жизни каждого wreck-дайвера, должно стать погружение на HMHS Britannic. Да, это тот самый Британник – брат знаменитых Титаника и Олимпика. До сих пор на Британнике побывало менее 10 экспедиций.
Каждый профессионал дайв-индустрии, технический и wreck-дайвер скажет Вам, что это один из самых желанных дайв-сайтов в мире. Но отличает его не только история и величественность самого Британника, но и большая глубина (120 метров) и труднодоступность. Осенью 2009 года на Британнике побывает первая российская экспедиция. Ее возглавит глава регионального офиса "TDI/SDI Балтика", инструктор-тренер TDI - Максим Васильев. Мне удалось пообщаться с Максимом, и он любезно согласился ответить на несколько моих вопросов об этом событии.
1.Когда ты впервые узнал о Британнике, какие мысли возникали? И как родилась идея экспедиции? О Британнике я узнал довольно давно, от моего первого инструктора и заядлого врек-дайвера Хорста Дедерисха (Horst Dederichs), как и для многих технических дайверов, этот врек был для меня скажем.. вершиной возможностей, подготовки и проведении экспедиции. Ведь корабль, не больше, не меньше - сестра Титаника! Несколько экспедиций было проведено, но никогда не было ни немецкой, ни русской, после чего у меня и возникла идея экспедиции. До меня впрочем, пробовали многие, но безрезультатно... Впрочем, и мне отказывали 2 раза, на протяжении 3 лет запросов.
2.Океанские лайнеры того времени были символами. Сейчас они стали легендами, и каждый человек слышал о Титанике. Чем для тебя является его брат - Британник? Корабль - Легенда. Не больше не меньше, со своей очень трагической судьбой. Кстати бытовало поверье, что, все корабли этого класса обречены на неудачу...
3.Для погружения к Британнику требуется разрешение. Скажи, сложно ли было его добиться? С какими трудностями ты столкнулся при подготовке экспедиции? Это действительно сложно. Для начала пишется запрос на разрешение, проверяют от и до, твою сертификацию и работу в экспедициях, твой опыт и количество погружений, количество глубоких и/или врек погружений и т.д.
4.Ты возглавляешь офис TDI/SDI Балтика. Подобное доверие и статус помогли тебе добиться разрешения? И что, прежде всего для тебя, означает данный пост? Большая ответственность, я отвечаю за развитие и расширение SDI/TDI, за работу офиса и помощь инструкторам и дайверам на любом этапе. Получил я эту возможность тоже далеко не сразу, переговоры велись несколько лет...
5.Владелец судна, мистер Милз, устанавливает жесткие правила относительно доступа к этому кораблю. На твой взгляд, правильно ли это? Приносит ли это пользу, какую?
Милз имеет на это полное право, я считаю, что это правильно, иначе врек превратиться очень быстро в груду металлолома и конечно потеряет свой шарм, загадочность и притягательность.
6.Расскажи о самой экспедиции. Как она будет проходить и какова ее главная цель? Экспедиция будет проводиться в начале сентября 2009 года. Цель её, позволить подготовленным дайверам побывать на одном из самых привлекательных вреков в мире, записать себя в историю как участников первой русской экспедиции.
7.Будут ли совершаться проникновения внутрь судна? Будут, мы пока уточняем какие, как долго, как далеко и т.д.
8.Входит ли в планы экспедиции видеосъемка, или может съемка отдельного фильма? Возможно, мы пока определяемся, т.к. это стоит к итак дорогому разрешению, довольно много денег.
9.Погружения такого уровня доступны не для всех технических дайверов. На пути к Британнику наверняка довелось совершить множество подобных дайвов. Расскажи о них и о том, как ты готовился. Моя карьера началась с 98 года, постепенно втянулся в врек дайвинг, т.к. как писал, мой первый технический инструктор был заядлым врек-дайвером. Потом были экспедиции в Атлантике, Балтийском море, Северном море, Италии и Испании. С каждой новой экспедицией, набираешься опыта, всё больше подмечаешь нужных мелочей, всё оптимальнее протекает вся экспедиция и как следствие всё интересней и удобней и захватывающе она будет для участников. Для меня это много стресса и много организаторской работы конечно...
10.Британник - это рэк для определенного узкого круга? Или присоединится к твоей экспедиции может любой? Какие входные требования пришлось устанавливать для участников? Любой может присоединиться, если у него есть сертификация Adv.Trimix Diver, или эквивалент, для внешнего осмотра судна и дополнительно сертификация Adv.Wreck Diver (или эквивалент) для проникновений. Первые погружения будут "пристрелочные" и если я буду видеть, что человек не готов, я могу его отстранить от проникновений и/или погружений вообще. Этот пункт будет особо проговариваться в "требованиях и соглашении дайверов, на участие в экспедиции Britannic 2009"
11.Сейчас технический дайвинг очень популярен. Начинает набирать обороты и рэк дайвинг. Но при этом появляется большое количество некомпетентных инструкторов. Что касается подготовки рэк-дайверов, какие принципы наиболее важны, по твоему мнению? Ооо... это очень серьёзная тема... У инструктора, на мой взгляд, должен быть большой личный опыт врек-дайвинга, прежде чем он будет готов учить этому других. Тут очень хорошо просматриваются аналогии с кейв-дайвингом, всё больше становиться инструкторов с маленьким опытом, но большими заявками. Очень тревожащая меня ситуация!
12.Сегодня информации о Британнике не очень много. Что помогало тебе при подготовке к экспедиции? У меня есть знакомые, которые участвовали в одной из экспедиций, так же информация из первоисточников и немного из интернета
13.На твой взгляд, будет ли повышаться интерес к Британнику в ближайшие годы? Или он останется на нынешнем уровне? Хорошо или плохо может повлиять повышение интереса? Интерес будет всегда и надеюсь, он не будет ослабевать, разрешения будут и в будущем давать чрезвычайно выборочно и неохотно, потому я не сильно беспокоюсь за судьбу этого врека. Он всегда был, есть и будет одной из самых привлекательных целей в врек-дайвинге.
14.Остается только пожелать удачи тебе и твоей экспедиции! Напоследок. Что бы ты хотел посоветовать людям, которые стремятся к погружениям подобного уровня, и может быть, и к самому Британнику? Набираться опыта и много тренироваться, стремиться стать не просто врек-кейв-тех дайвером, а хорошим врек-кейв-тех дайвером! Стремиться и рано или поздно всё исполниться, какую бы цель мы перед собой не ставили.
Спасибо большое за интервью
Максим Васильев
_____________________________
Во время Первой Мировой Войны, океанский лайнер был переоборудован в гигантский плавучий госпиталь. Утром 23 ноября 1916 года корабль подорвался на немецкой морской мине(предположительно). Стальной гигант (275 метров в длину, 38 метров в ширину) затонул всего за 55 минут. Он покоится на дне канала Кеа в Эгейском Море на глубине 120 метров.
Материал:
Сергей Симонович | инструктор TDI/SDI